Мертвые души

Спектакль, 16+ 2:20, Без антрактов
Де­сять ак­те­ров на прак­ти­чес­ки пус­той сце­не иг­ра­ют всех: де­тей, со­бак, ба­бок, жен­щин, муж­чин. "Русь, че­го ты хо­чешь от ме­ня?.."

В версии Кирилла Серебренникова история Чичикова не переносится в наше время буквально, но получает новое и актуальное звучание. Разные эпохи соседствуют друг с другом в вечном российском безвременье, где никогда ничего не меняется, и правят абсурд и морок.

Герои поэмы Гоголя поселяются в тесном пространстве, среди стен из фанеры — в «коробке», откуда не могут найти выхода. Каждый актер играет несколько ролей, и помещики мгновенно превращаются то в бабок, то в деревенских алкашей, то в лошадей, то в собачью стаю. В мире подлецов, дураков и обманщиков Чичиков оказывается самым мелким. Он хочет провести других, но делается жертвой тех, кто хитрее его.

Специально для спектакля известный современный композитор Александр Маноцков написал песни, положив на музыку гоголевские «лирические отступления». Философские тексты о России исполняются целым хором из актеров, и вдруг начинают напоминать зонги в духе Бертольда Брехта — но вопрос «Русь, чего ты хочешь от меня?» так и остается без ответа.

Чичикова играют в два состава Один Байрон и Семен Штейнберг (они же исполняют и роль Манилова). 


Кирилл Серебренников, режиссер спектакля
«Эта история — проекция „Мертвых душ“ на еще одно произведение Гоголя, на „Игроков“. Один шулер хочет всех обмануть, а в итоге получается, что другие шулера обманывают его самого. 
Вообще, поэма Гоголя — это ключевой код русской жизни. Все персонажи и типы наших людей можно разглядеть в чертах Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Манилова и прочих».

В спектакле звучат песни Александра Маноцкова на тексты Н. В. Гоголя

Премьера состоялась 5 января 2014 года. 



Галерея
Авторы
Режиссер, художник
Художник по свету
Игорь Ка­пус­тин
Музыкальный руководитель
Ари­на Зве­рева
Педагог по вокалу
Ари­на Зве­рева
Ан­тон Ива­нов
Преподаватель игры на контрабасе
Анд­рей Са­мой­лов
Художник-конструктор костюмов
Свет­ла­на Воль­тер
Ассистент художника по костюмам
Ве­ни­амин Иль­ясов
Технолог-конструктор
Гиртс Му­цени­екс
Ассистенты режиссера
Ан­на Фрум­сон
Ека­тери­на Мо­сей­ки­на
Анас­та­сия Увар­ко­ва
Исполнительный продюсер
Ярос­ла­ва Зи­ва-Чер­но­ва
Артисты
Фемистоклюс / Собакевич
Коробочка
Фетинья / Плюшкин
Манилов / Мижуев / Капитан-исправник
Алкид / Волчонок / Дама приятная
Селифан / Слуга Манилова / Феодулия
Отзывы
Прон­зи­тель­ный, ис­кусно пос­тавлен­ный и блес­тя­ще сыг­ранный спек­такль. Ка­залось бы - все ге­рои по­эмы Го­голя изу­чены вдоль и по­перек, на­чиная от школь­ной скамьи и за­кан­чи­вая ки­нема­тог­ра­фом - их ти­пич­ность и ха­рак­терность уже не долж­ны ни удив­лять, ни вы­зывать по­вышен­ных эмо­ций. Но! Спек­такль, не ума­ляя дос­то­инс­тва пер­во­ис­точни­ка, по­казы­ва­ет че­лове­чес­кий мир - внут­ренний и внеш­ний, мир мерт­вых и жи­вых душ - очень сов­ре­мен­но и кра­соч­но.
Саблин Константин Олегович, зритель
Пер­вое, что при­ходит в го­лову пос­ле прос­мотра- это ге­ни­аль­но! Ге­ни­аль­ная иг­ра ак­те­ров! Ге­ни­аль­ная ре­жис­су­ра! Ге­ни­аль­ная Му­зыка! И да­же при от­сутви­ии осо­бых де­кора­ций- име­ющиеся де­кора­ции то­же ге­ни­аль­ны! Со­четать клас­си­ку в та­ком ис­полне­нии- это мас­терс­тво! Всем со­ветую! Спек­такль идёт 2,15 ч. Без ант­рак­та и смот­рится на од­ном ды­хании! Бра­во!
Федосова Елена Валерьевна, зритель
Спек­такли в Го­голь-цент­ре восп­ри­нима­ют­ся как гло­ток чис­то­го воз­ду­ха сов­ре­мен­ности. От иск­рен­ности и со­ци­аль­ной об­на­жен­ности, отк­ро­вен­ности и до­верия, с ко­торым об­ра­ща­ют­ся к зри­телю про­ис­хо­дит ка­кое-то воз­рожде­ние трез­вости взгля­да на мир вок­руг.
Прохорова Алиса Дмитриевна, зритель
Уро­дова­ние клас­си­ки, обезь­ян­ник
Сергей П., зритель
Кру­гово­рот об­ма­на в при­роде. «В «Мерт­вых ду­шах» иг­рать долж­ны муж­чи­ны» Ки­рилл Се­реб­ренни­ков. Муж­чи­ны иг­ра­ют имен­но мно­го­об­ра­зие пер­со­нажей, а не ри­ту­ал ген­дерно­го прит­ворс­тва в юб­ке. Су­жение прост­ранс­тва в сте­нах фа­нер­ной ко­роб­ки не толь­ко под­черк­ну­тое безв­ре­менье, но и бег по кру­гу. Мерт­вые ду­ши, за­пер­тые в уз­ком ко­ридо­ре, каж­дый увяз дав­но и проч­но. Пе­рес­матри­вать спек­такль ин­те­рес­но и за­нима­тель­но, тем что ори­гиналь­но та­су­ет­ся ак­терс­кий сос­тав.
Света Орлова, зритель
И сно­ва клас­си­ка и сно­ва 100% по­пада­ние. Сколь­ко текс­та, ка­кие фак­ту­ры, иг­ра, кос­тю­мы. Се­реб­ренни­ков, ко­неч­но луч­ший се­год­ня и ко­ман­да прек­расная. Жи­вой, нас­то­ящий сов­ре­мен­ный те­атр. Спа­сибо, по­лучи­ли ог­ромное удо­воль­ствие !
Мартынов Артемий Александрович, зритель
Сми о спектакле
«Мерт­вые ду­ши»
Алла Шевелева, «Театральная афиша»
'De­ad So­uls' Slaps Rus­si­an Mo­res in the Fa­ce
Джон Фридман, "The Moscow Times"
Бы­тие ни о чем
Андрей Архангельский, Ъ-Огонек
От страш­но­го до смеш­но­го
Роман Должанский, «Коммерсантъ»
«Мерт­вые ду­ши» в «Го­голь-­цент­ре»
Алексей Киселев, «Афиша-Воздух»
Пляс­ка смер­ти
Дмитрий Ренанский, Colta.ru
Жи­вые ду­ши
Кирилл Серебренников, «Русский пионер»
Го­голь стре­ля­ет, как снай­пер
Алена Карась, «Российская газета»
Ду­ши, при­ят­ные во всех от­но­шени­ях
Александра Машукова, «Ведомости»

Другие спектакли