(М)ученик

Спектакль, 18+ 2:20, Без антрактов
Мир уст­ро­ен неп­ра­виль­но. Мир пог­ряз во зле. Мно­го лжи, вранья, ли­цеме­рия. Доб­ро­детель по­руга­на. Ве­ра ут­ра­чена.

Главный герой, мальчик Вениамин, считает, что знает все о моральных нормах. Как их надо соблюдать, от кого их надо защищать, что такое хорошо и что такое плохо. Его поведение для окружающих становится серьезным испытанием.

Где граница между моралью и нетерпимостью, свободой и вседозволенностью, проповедью и терроризмом, религией и манипуляцией? Пьеса современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик» была написана совсем недавно — ее премьера в постановке автора прошла в берлинском театре «Шаубюне» меньше двух лет назад. На русском языке она играется впервые.

Автор — Мариус фон Майенбург 
Перевод с немецкого — Александр Филиппов-Чехов 
Сценическая версия Кирилла Серебренникова

Совместная постановка «Гоголь-центра» и «Седьмой студии».

Премьера состоялась 13 июня 2014 года. 

Галерея
Авторы
Автор
Ма­ри­ус фон Май­ен­бург
Режиссер, художник по костюмам
Видеохудожник
Композитор
Илья Де­муц­кий
Художник по свету
Игорь Ка­пус­тин
Художник-конструктор костюмов
 Свет­ла­на Воль­тер
Ассистент режиссера
Ан­на Фрум­сон
Исполнительный продюсер
Ин­на Со­лод­ко­ва
Артисты
Вениамин Южин (школьник)
Инга Южина (мать Южина)
Лидия Ткачева (школьница)
Ан­на На­заро­ва
Олег Иванович Сельненко (преподаватель физкультуры)
Елена Львовна Краснова (преподаватель биологии, школьный психолог)
Людмила Ивановна Стукалина (директор школы)
Ирина Петровна (преподаватель истории)
Григорий Зайцев (школьник)
Отец Всеволод (преподаватель ОПК)
Отзывы
Где гра­ница меж­ду мо­ралью и не­тер­пи­мостью, сво­бодой, все­доз­во­лен­ностью, где кон­ча­ет­ся про­поведь и на­чина­ет­ся ре­лиги­оз­ный тер­ро­ризм, ма­нипу­ляции людь­ми с по­мощь Биб­лии? На эти воп­ро­сы да­ёт от­вет Ки­рилл Се­реб­ренни­ков. Его пос­та­нов­ка тон­ко сши­та, ак­ту­аль­ная, ос­мыслен­ная и удов­летво­ря­ет пот­ребнос­ти на­рода. Это все вок­руг нас, прак­ти­чес­ки обой­дя цен­зу­ру, ре­жис­сёр да­ёт по­нять, что все про­ис­хо­дящее на сце­не мо­жет про­изой­ти с каж­дым. Тя­жёлые мо­мен­ты сме­ня­ют шут­ки, каж­дый ге­рой ин­те­ресен, со­чувс­тву­ешь и ве­ришь всем — по су­ти, это все ре­аль­ность. Спек­такль вы­шел ум­ный, точ­ный, нас­то­ящий.
Арина Сми, зритель
Спек­такль ве­лико­лепен от на­чала и до са­мого кон­ца, в нём под­ня­то боль­шое чис­ло важ­ных, сколь­зких и от­части жест­ких тем, но все они тре­бу­ют вни­мания. Не каж­дый ре­шит­ся рас­суждать на те­му ре­лигии пуб­лично, осо­бен­но в Рос­сии, но в «Му­чени­ке» это не прос­то рас­сужде­ние, это вскры­тие дав­но наз­ревшей проб­ле­мы ве­ры и ве­ру­ющих. В спек­такле мно­го юмо­ра, мно­го тра­гиз­ма, мно­го юмо­ра, на­пол­ненно­го тра­гиз­мом, все это од­новре­мен­но и зах­ва­тыва­ет и зас­тавля­ет за­думать­ся.
Sergey Khorkov, зритель
Не все пой­мут, а мне до слез. Дол­гий спек­такль с пог­ру­жени­ем в нез­на­комую ат­мосфе­ру.  Тя­желый, ос­тался оса­док на нес­коль­ко дней. Есть о чем за­думать­ся.
Alena Manina, зритель
Пь­еса и ак­ту­аль­ная и вне вре­мени. Про прав­ду и ли­цеме­рие про ре­лигию и об­щест­во и об­ра­зова­ние, про оди­ночест­во, про лю­бовь. Пос­та­нов­ка Се­реб­ренни­кова — чу­дес­ная — сце­ны впле­та­ют­ся друг в дру­га, соз­да­ет­ся ощу­щение не­раз­рывнос­ти при­чины-следс­твия, мно­го ню­ан­сов, об­ра­зов и тон­кий юмор.
Наталья Ферштатер, зритель
Ес­ли вы дав­но не бы­ли в те­ат­ре, поп­ро­буй­те схо­дить на этот спек­такль — жи­вой, как и не те­атр вов­се. Те­ма зло­бод­невная, од­новре­мен­но веч­ная, вы­вод пре­дос­тавля­ет­ся сде­лать са­мому зри­телю.
Ekaterina Kulyukhina, зритель
Сми о спектакле
(М)уче­ник
Алла Шевелева, «Театральная афиша»
Вне за­гона
Андрей Архангельский, Ъ-Огонек
(М)учи­тель, вос­пи­тай (м)уче­ника
Роман Должанский, «Коммерсантъ»
Эх, эх, без крес­та!
Ксения Ларина, New Times
Крест са­мос­то­ятель­ной сбор­ки
Елена Дьякова, «Новая газета»
Страх съ­еда­ет ду­шу
Марина Райкина, МК

Другие спектакли