Кафка

Спектакль, 18+ 3:20, 1 антракт
Пе­ред бе­зуми­ем ми­ра я став­лю свое лич­ное бе­зумие. Тог­да мы — я и мир — на­чина­ем го­ворить на од­ном язы­ке. В эту ми­нуту я по­хож на че­лове­ка, ко­торый ос­тался один в опус­тевшей де­рев­не, ря­дом с про­будив­шимся вул­ка­ном. Приб­ли­жа­ет­ся по­ток ог­ненной ла­вы, а я стою, дер­жа пе­ред со­бой лист бу­маги...

При жизни Франц Кафка был скромным замкнутым клерком, литература была его тайным увлечением. По собственному признанию, он ощущал своими «кровными братьями» Флобера, Достоевского и Гоголя, но свои рукописи завещал сжечь. Однако друзья нарушили последнюю волю автора. Работы Кафки, наполненные причудливыми образами и парадоксальными сюжетами, были опубликованы посмертно и принесли ему всемирную славу. Сегодня Кафка воспринимается как гениальный пророк безумий XX века, а его имя стало синонимом особого типа абсурда.

Жизнь Кафки была наполнена страстным желанием творчества, в его текстах заключена огромная энергия, и авторам спектакля важно показать его личность в полном объёме и во всей сложности. В постановке Кирилла Серебренникова биографические мотивы из жизни писателя переплетаются с сюжетами, порождёнными его воображением, а персонажи из бестиария Кафки действуют наряду с реальными людьми. В соответствии с замыслом драматурга Валерия Печейкина на сцене оказываются герои «внутренней биографии» Кафки: начиная с летающих собачек и Грегора Замзы, превратившегося в жука, и заканчивая причудливым Одрадеком и людьми, являвшимися герою во снах.

Три факта из жизни Кафки:

1. Макс Брод. Кафка сделал его душеприказчиком, которому было поручено уничтожить все неопубликованные произведения. В том числе романы «Процесс» и неоконченный «Замок». Однако Брод нарушил волю своего друга и опубликовал их. Так началась мировая слава Кафки.

2. Семья была для писателя местом постоянных конфликтов, особенно с отцом, которому Кафка направил знаменитое письмо. Сегодня этот текст издается как отдельное литературное произведение.

3. Возможно, конфликты в семье не позволили Кафке создать собственную семью. Сохранилась обширная драматическая переписка с Фелицией Бауэр, невестой Кафки, которая так и не стала его женой.

Валерий Печейкин​, драматург

«Самым сложным оказался поиск и воспроизведение абсурда, который нельзя путать с бредом. Абсурд Кафки имеет жесткую внутреннюю логику, найти которую было одной из моих задач. Кажется, мы и сегодня живем в мире, где по-прежнему мерой всего является абсурд, и остаётся только повторять за Кафкой: «Я хотел бы привести мир к чистоте, правде, незыблемости». 

Премьера состоялась 29 июня 2016 года.


Галерея
Авторы
Режиссер, художник
Видеохудожник
Художники по костюмам
Художник по свету
Ос­карс Па­улиньш
Художник-технолог
Оль­га Пав­люк
Музыкальный руководитель
Электронная музыка
Дмит­рий Га­рин
Преподаватель степа
Алик Аб­дулла­ев
Преподаватель игры на пиле
Свет­ла­на Мед­ве­дева
Ассистенты режиссера
На­деж­да Ве­село­ва
Ека­тери­на Кос­тю­кова
Исполнительный продюсер
Ярос­ла­ва Зи­ва-Чер­но­ва
Артисты
Отто Пик, рассказчик / альт
Элли, сестра / Мария Абрахам / отдыхающая в санатории
Франц, родственник / Каминер, коллега / Ганс, отдыхающий в санатории
Мать / мадам Дюреж / Рабенштайнер, коллега / хасид
Виллем, родственник / Кулих, коллега / Грета, отдыхающая в санатории
Отец / Грегор Вест, коммивояжёр / раввин
Почтальон / коллега / отдыхающий в санатории
Бас-гитара, электрогитара / хасид
Оттла, сестра / Лени, прислуга / коллега / медсестра
Одрадек, персонаж из рассказа / Иван, работник в школе плавания / доктор Гофман / Зверь / ударные
Валли, сестра / коллега / отдыхающая в санатории
Фелиция Бауэр, невеста / коллега / медсестра
Фортепьяно, мелодика, ударные / хасид
Юлиус, старик / Бендеманн, купальщи
Райхман, графоман / Макс Брод, друг / отдыхающий в санатории
Свет Кафки, виолончель, хасид
Игорь Го­рели­ков
Отзывы
Ни­чего кро­ме слов вос­хи­щения не вы­зыва­ет у ме­ня этот спек­такль, как и все дру­гие ра­боты Се­реб­ренни­кова. Ви­зу­аль­ный ряд, звук, сю­жет­ные по­воро­ты, иг­ра ак­тё­ров- все с пер­вых ми­нут пог­ру­жа­ет в мир Каф­ки. Блес­тя­щая ра­бота! Та­ким и дол­жен быть, по-мо­ему сов­ре­мен­ный те­атр.
Михалев Антон Леонидович, зритель
Бра­во Го­голь Центр, Ки­рил­лу Се­реб­ренни­кову, Ва­лерию Пе­чей­ки­ну! Каф­ка жи­вой! Ре­комен­дую смот­реть всем ро­дите­лям под­рост­ков и прос­то ум­ным лю­дям! Спа­сибо за по­лучен­ные эмо­ции... В од­ном спек­такле по­казан весь Каф­ка, вся его семья и все ос­новные тво­рения! Спа­сибо!
левицкая ирина владимировна, зритель
На­вер­ное, ник­то и не бу­дет ждать празд­ни­ка и ве­селья от спек­такля о Каф­ке. Ин­те­рес­ный расс­каз о нем, в т.ч. как буд­то от близ­ких, дру­зей, кол­лег. До­воль­но отк­ро­вен­но, иног­да не­ожи­дан­но, нап­ри­мер, об­раз Фе­лиции Ба­уэр. Ост­ро­ум­ные сце­ничес­кие ре­шения со­седс­тву­ют с дра­мати­чес­ким об­ра­щени­ем к зри­телю. Оп­ре­делён­но ра­ду­ет, что нет сла­бых ак­тё­ров, на мой неп­ро­фес­си­ональ­ный взгляд, т.е. каж­дый крут.
Строганова Марина Константиновна, зритель
«Го­голь-центр» вы­пус­тил очень це­лост­ный и спо­кой­ный спек­такль, сот­канный из не­весо­мой пло­ти кош­ма­ров, из ос­колков про­зы и днев­ни­ков. Очень ан­самб­ле­вый спек­такль: Се­мен Штей­нберг, Ни­кита Ку­куш­кин, Свет­ла­на Мам­ре­шева, Ри­та Крон, Один Бай­рон и их кол­ле­ги иг­ра­ют изощ­ренно, плас­тично, точ­но — Се­реб­ренни­ков вы­рас­тил труп­пу сво­их ак­те­ров, она вош­ла в си­лу.
Елена Дьякова, "Новая газета"
Ge­sell­schaftskri­tisch oder po­litisch ist die Ins­ze­ni­erung, wenn über­ha­upt, nur zwisc­hen den Ze­ilen. Die Ent­sche­idung für die Fi­gur Kaf­ka mag man be­re­its als po­litisch in­terp­re­ti­eren – schließlich war er ein Mensch, der sich der Ge­sell­schaft ein Stück we­it be­wusst ver­we­igert hat. Auch ze­it­li­che Ver­we­ise gibt es hi­er und da. Et­wa, wenn aus Kaf­kas Ta­gebuch von 1914 die la­konisc­he No­tiz zi­ti­ert wird: "De­uts­chland hat Russ­land den Kri­eg erklärt – nach­mit­tags Schwimm­schu­le." Oder wenn die Männer im Schwimm­bad un­ter der Dusc­he Gas­masken tra­gen. Doch die Ins­ze­ni­erung hat mehr Witz und Po­esie als po­litisc­he Schärfe. Li­ebe­voll iro­nisch geht sie mit der zwang­sne­uro­tisc­hen Fi­gur Kaf­ka um. Po­litisch­stes Ze­ic­hen des Abends: Zum ge­wal­ti­gen Schlus­sapp­la­us kom­men die Spi­eler fast al­le mit "Free Ki­rill"-T-Shirts auf die Bühne – und ern­ten (nicht nur dafür) Stan­ding Ova­ti­ons.
Barbara Behrendt, kulturradio
Сми о спектакле
"Каф­ка" с че­лове­чес­ким ли­цом
Роман Должанский, Комменсант
Без пра­ва го­лоса
Антон Хитров, Colta.ru
Мол­ча­ние Си­рены – «Каф­ка», Го­голь-центр
Театральный буфет, Ольга Григорьева

Другие спектакли

Ближе
Спектакль, 18+